Актуально

 
 

 

 

О состоянии информатизации в Республике Татарстан

Уважаемые депутаты, уважаемые приглашенные, гости!
Сегодня мы рассматриваем проблемы информатизации РТ.
Известно, что информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) играют решающую роль в управлении процессами современного общества, расширяют возможности по оптимальному использованию имеющихся ресурсов для динамичного развития экономики, науки, образования, социальной сферы и государственного управления.

Понятно, чтобы активизировать процессы в сфере информатизации и обеспечить широкое использование ИКТ, необходимо иметь ряд качественных состояний, как в общественном сознании, так и в системе управления этими процессами. Пока татарстанский вектор развития, на наш взгляд, не адекватен вызовам, которые диктует время.

1. Состояние дел в РФ.

В последнее время Россия предприняла ряд радикальных шагов в сфере информатизации. Эти меры связаны с подписанием Большой семеркой и Россией в 2000 году "Окинавской Хартии Глобального Информационного Общества". Ранее процессы информатизации опирались в основном на общественно-коммерческую инициативу. Сейчас приоритеты изменились, и в лице государства появилась еще одна мощная опорная точка в процессах социально ориентированной информатизации. После подписания В.В.Путиным Окинавской Хартии была разработана Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов, а также Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

В 2001 году Правительством России принята Федеральная целевая программа "Электронная Россия", которая по своей сути является программой координатором, определяющим основные приоритеты и ориентиры на среднесрочный период. Программа направлена на широкое использование передовых электронно-цифровых технологий в основных отраслях экономики, государственной и социальной сферах. До этого в России принимались отраслевые и региональные программы информатизации, которые стали основой для разработки такого фундаментального документа. "Электронная Россия" охватывает весь комплекс проблем информатизации и направлен на "рывок России в цифровое будущее".

Ее реализация предполагается в три этапа.

Первый этап (2002 г.) предусматривает серьезные вложения в НИОКР, подготовку и запуск пилотных проектов.

Второй этап (2003-2004 гг.) предусматривает реализацию интерактивного взаимодействия органов власти с гражданами и хозяйствующими субъектами, развитие информационной и коммуникационной инфраструктуры, а также активизацию интеллектуальных и пользовательских ресурсов регионов.

На третьем этапе (2005-2010 гг.) будет сформирована электронно-цифровая среда, в которой будут функционировать системы управления, наука, образование, экономика и другие сферы. Предполагается, что к 2010 г. 2/3 компьютеров будут подключены к глобальным информационным сетям.

Таким образом, Россия обеспечивает планомерный переход в глобальное информационное сообщество, целенаправленно создавая русский сектор в мировом виртуальном информационном пространстве.

На реализацию "Электронной Россия" планируется выделить 76,2 млрд. рублей, причем федеральный бюджет покроет лишь половину этой суммы. Остальная часть, будет покрываться за счет региональных бюджетов и внебюджетных источников!

Следует отметить, что, к сожалению, в Программе не сказано как будут решаться проблемы национальной информатизации субъектов федерации.
Активно развиваются процессы информатизации в Москве, Санкт-Петербурге, Нижегородской, Самарской, Новосибирской, Иркутской областях, Красноярском крае и т.д. Эти данные широко освещены в СМИ и представлены в Интернет. Основными направлениями и объектами информатизации в этих регионах являются системы управления, развитие сетевой инфраструктуры, обеспечение широкого доступа населения к информационным ресурсам(!), создание социально ориентированных информационных систем, дистанционное образование и т.д. Эти регионы РФ уже реализуют и пилотные проекты в рамках "Электронной России".
Так наш ближайший сосед Чувашия успешно реализуют пилотный проект "Электронное Правительство". Она создает современную электронно-цифровую инфраструктуру государственного управления республикой. Ими получен грант на $2,5 миллиона, из которых в настоящее время $600 тысяч уже освоено.

2. Ситуация в РТ.

Отметим, что к моменту подписания Окинавской Хартии Татарстан существенно отставал от передовых регионов России, не говоря уже о национальном сегменте информатизации РТ, где наблюдается полная стагнация.
Для сферы информатизации Республики характерно следующее состояние:

1. Нет программных документов в сфере информатизации. Концепция, разработанная Министерством экономики РТ в конце 90-х, до сих пор существует только как проект. В последнее время она переработана, но и в таком виде ее утверждать нельзя, поскольку документ не носит комплексный характер, и не учитывает национальную специфику РТ.

2. Отсутствует система управления в сфере информатизации республики, которая, по понятным причинам, может опираться лишь на серьезный программный документ, отраслевые программы развития по направлениям и нормативно-правовую базу.
3. Нарастает отставание в использовании информационных технологий от передовых регионов России. А в силу того, что республика имеет два государственных языка, то процессы информатизации имеют два параллельных направления развития, поэтому "электронно-цифровой разрыв" в республике нарастает еще и здесь.

Особенно мы отстаем в социально-ориентированных информационных технологиях. Нам представляется, что наша республика могла бы иметь более совершенные и социально-направленные информационные системы в правовом обеспечении, социальной защите населения, учете объектов собственности и земельных ресурсов, коммунальной сфере и т.д., где при таком объеме информации невозможно обойтись без современных технологий сбора, хранения, обработки и передачи данных.
Большой проблемой остается в республике доступность информационно коммуникационных услуг. Мы видим несколько существенных аспектов, которые возникают перед потребителем информации. Это ценность и актуальность информации, мотивация пользователя и финансовая доступность информации в сетях передачи данных, и прежде всего Интернет.

Здесь уместно будет привести пример Эстонии.
Вот пример с банковскими платежами.
Так, для жителя Эстонии комиссионные за один коммунальный платеж через банк обходятся в 12 крон, тот же самый платеж через Интернет стоит всего 3 кроны. И если платежей набирается 5-6, то социальную ориентированность эстонской информатизации человек сразу чувствует.

Что касается услуг провайдеров Интернет, то и здесь государство проводит социально ориентированную тарифную политику. По сравнению с российскими, аналогичные эстонские тарифы на услуги Интернет значительно ниже. Вот почему, только сетевых клиентов банков насчитывается более 400,0 тысяч, при численности Эстонии 1,5 миллиона человек. А в целом Интернет здесь используют 40% населения.

Каковы же наши ЦЕНЫ в сравнении с другими регионами России?

Для сопоставления стоимости услуг рассмотрим самые дешевые тарифные планы опубликованные в Интернет на сайте российских провайдеров (http://www.dir.ru/internet/providers/russian):
· в г.Тольятти городской круглосуточный тариф в месяц обходится в $11, что составляет 0,48 рубля за один час. Есть ночной тариф (с 2:00 до 8:00) $3 в месяц, что составляет 0,5 рубля в час.


Сайт в Интернете: http://www.attack.ru/internet/price/Price_DialUp.html

1)Городской тариф $11,00 круглосуточно За 30 суток
2)Городской ночной $3,00 02:00 - 08:00 За 30 суток

· в Томске - 3 руб./ час.,
· в Волгограде - 6 руб./ час.,
· в Башкирии - около 11 руб./ час.,
· в Казани - 14,42 руб./ час.( провайдер КомТат).
· для Набережных Челнов - 16,96 руб./ час.(провайдер КомТат).

Сайт в Интернете провайдера КомТат: http://www.comtat.ru/new2/index.php3?page=price&file=price1

Все цены прейскуранта указаны в условных единицах (у.е.) без учета НДС и налога с продаж. Оплата производится из расчета 1 у.е. = 13,46 р.
№ Прямой доступ IP - по коммутируемым телефонным линиям. Казань Наб.Челны, Нижнекамск, Альметьевск, Чистополь, Елабуга, Зеленодольск, Бугульма Другие районы РТ
3 Оплата времени соединения при сеансном режиме работы (у.е/час)
3.1 С 07.00 до 21.00 1.20 1.40 2.50
3.2 В остальные часы 0.85 1.00 1.90
3.3 В выходные дни 0.85 1.00 1.90


ПОЛЬЗОВАТЕЛИ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

По данным Минсвязи РТ - 17,175 тыс. чел. являются пользователями Интернет (численность Республики Татарстан -3780,0 тыс. чел, что составляет - 0,46%).
Данные по другим регионам:
· в Томской области насчитывается до 100,0 тыс. пользователей Интернет (население 1073,6 тыс. чел. - 9,31%)
· в Алтайском крае до 50,0 тыс. (2700,0 - 1,85%)
· в целом по России ~ 4300,0 тыс. (148000,0 - 3%).
· в Латвии насчитывается до 265,0 тыс. пользователей (2596,0-10,2%)
Здесь, наверное, закономерность очевидна, чем доступней цены ровайдеров, тем больше пользователей в сети.
Там, где Телекомы и провайдеры не могут обуздать свои аппетиты, там соответствующая картина.

О какой доступности Интернет или рентабельности информационно-коммуникационных технологий при такой ценовой политике можно говорить? Тем более, о возможности развития национальных информационных систем, когда ко всем этим проблемам добавляется еще отсутствие полноценной поддержки татарского языка в компьютерных и телекоммуникационных системах. Эти очевидные факты, многое объясняют, в том числе и нарастание "цифрового разрыва".
Там, где созданы социально-ориентированные условия информатизации, наблюдается серьезное продвижение во внедрении электронно-цифровых технологий в экономике, науке и образовании. Там эффективно используются интеллектуальный и научно-технический потенциал. Интенсивно создаётся система нормативно-правового регулирования и соответствующая концептуально-програмная и законодательная база.

Так, к примеру, в г. Москве Московской городской Думой совместно с Правительством Москвы разработан и принят Закон об информации и информационных ресурсах, который регламентирует правоотношения в этой сфере. Согласно Закону, программные продукты, созданные на бюджетные средства, являются собственностью г. Москвы. Имеется "Концепция движения Москвы в информационное общество". Существует на протяжении ряда лет система ежегодного комплексного планирования процессов информатизации города.

Перед нами также стоит задача нормативно правового регулирования процессов информатизации в республике.
Сейчас законодатели не занимаются законотворчеством в сфере использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). У нас в республике отсутствует современная концептуально-программная база. Как говорится, нет программы, нет и проблем, требующих нормативно-правового регулирования процессов информатизации и соответственно правового обеспечения этой высокотехнологичной среды. А пока процессы в сфере информатизации регулируются не правовыми документами, а узким кругом лиц и по их усмотрению.
Россия работает на программных документах третьего поколения и создает под это соответствующую нормативно-правовую базу. Нам же ещё только предстоит эта работа, вот почему важно иметь Республиканскую целевую программу "Электронный Татарстан" и соответствующие программы по направлениям. Программы должны обозначить четкие ориентиры движения на среднесрочную перспективу, в том числе, и в национальном сегменте. Необходимо однозначно учесть позицию АН РТ и Рекомендации республиканской научно-практической конференции "Интеллектуальные системы и информационные технологии", принятые научной общественностью в конце прошлого года.
В процессе разработки Программы многое станет на свои места. Но уже сейчас следует формировать правовую систему и направления движения в электронно-цифровое будущее. Отойти от старых подходов. Перейти на рельсы социально-ориентированной информатизации и максимально использовать научно-образовательный потенциал РТ. В противном случае, мы будем неконкурентны завтра.

3. О запросе Госсовета РТ в министерства и ведомства РТ.

Запрос Госсовета РТ назревал давно. Предварительная работа, которая была начата нами еще в прошлом году, выявила ряд моментов, требующих прояснения ситуации, поэтому было принято решение о подготовке заседания комиссии Госсовета РТ и направлены запросы в ключевые министерства и ведомства РТ - АН , ГКС, МЗ, МЗИО, МК, МО, МС и МЭП.

Запрос должен был прояснить:
· Состояние процессов информатизации ведомств.
· Наличие конкретных ориентиров в информатизации.
· Проблемы в сфере информатизации.

Таким образом, мы должны были получить реальное представление о состоянии процессов и системе управления в сфере информатизации РТ.

По результатом запроса мы сделали три очевидных вывода:
1. В Кабмине РТ не существует системы оценки процессов информатизации министерств и ведомств.
2. Работы по выявлению качественного состояния процессов информатизации в республике не проводятся, поскольку нет соответствующей методики. Процессы на уровне органов государственной власти и управления (ОГВУ) РТ системно не отслеживаются.
3. Нет общей идеологии и регламентирующих документов в сфере информатизации, позволяющих определить и сбалансировать интересы и, главное, видеть перспективы развития ведомств. Кроме того, министерства не уделяют внимание проблемам национальной информатизации.

В ведомствах проводится определенная работа, это видно из представленных документов АН, ГКС, МЗ, МК и МО. Однако, без единого подхода и без четких системных ориентиров (ни у кого нет программ, не все имеют концепции развития), ведомствам сложно выстраивать соответствующую политику, отвечающую интересам РТ и самих субъектов информатизации.

К примеру, в системе Министерства образования школы оснащены компьютерами, введено обучение информатике. Но на наш взгляд, мероприятия по эффективному использованию этой материальной базы сегодня уже не достаточны. Так, в Набережных Челнах из 86 школ города только 5 имеют модемы. Аналогичная ситуация и по другим городам, а по районам тем более. В республике нет продуманной системы составления учебников и всего комплекса образовательных программ на электронных носителях. Особенно это актуально для татарской национальной школы, поскольку необходимые программы за пределами Татарстана для них нигде не создадут. Поэтому, кроме наличия у Министерства концепции информатизации образования, что естественно положительно, необходимо иметь конкретные планы мероприятий по её реализации.
Исходя из важности решения проблем информатизации мы полагаем продолжить это направление в работе Госсовета Республики Татарстан и хотелось бы, чтобы Академия наук Республики Татарстан, поддержала нас в научно-методическом плане и проработала ключевые проблемы информатизации РТ, включая идеологию национальной информатизации.

Выводы и предложения.

Сейчас в сфере информатизации республики сложилась ситуация, которая не отвечает объективным потребностям развития РТ. В то время как, Правительство РФ предпринимает энергичные социально-ориентированные шаги для организации "рывка в цифровое будущее", ОГВУ РТ адекватных действий в этом направлении не осуществляют. У исполнительной ветви власти сегодня нет предложений, соответствующих ориентирам Окинавской Хартии и ФЦП "Электронная Россия".
Надо сказать, что в последние полтора месяца в ходе подготовки данного вопроса на сегодняшнюю комиссию

Кабинетом министров предприняты определённые шаги:
1. Так, МЭП РТ создало для межведомственной координации научно-технический совет по информатизации (Причем из 17 человек состава, только 2 представителя науки, остальные 15 человек чиновники и представители коммерческих фирм и организаций. А ведь очевидно, что на данном этапе необходимо определить идеологию социально ориентированной информатизации в республике, а куда "коробки двигать" или как компьютеры продавать, коммерсанты определят сами).
2. Создан центр информатизации РТ при Кабмине.
Мы надеемся, что за этими организационными нововведениями последуют позитивные изменения и, главное, понятные всем социально ориентированные действия в сфере информатизации РТ.

***

В заключении хотелось бы подчеркнуть, что ориентация основных сфер деятельности современного государства на электронно-цифровые технологии является важным признаком исторической перспективы нации и показателем готовности данного общества к вхождению в информационное сообщество.

В связи с изложенным предлагаем следующие решения комиссии Госсовета Республики Татарстан:
1. Рекомендовать Кабинету Министров Республики Татарстан разработать научно - обоснованную "Концепцию информатизации Республики Татарстан" и представить основные её положения для обсуждения в Государственном Совете РТ.
2. Рекомендовать Академии наук Республики Татарстан подготовить предложения по "Концепции информатизации Республики Татарстан" и организации национального домена Интернет.
3. Рекомендовать Министерству связи Республики Татарстан разработать мероприятия, направленные на снижение стоимости услуг Интернет и обеспечения широкого доступа к информационным ресурсам.
4. Провести парламентские слушания в Государственном Совете Республики Татарстан по "Концепции информатизации Республики Татарстан" и о состоянии информатизации в республике - в IV квартале 2002 года.

24.04.2002 Юсуп Якубов
депутат Госсовета РТ

  • 14 мая 2002 года парламентские слушания в ГС "О демографической ситуации в РТ" выступил Ю.Якубов по программе поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий. >>>
  • 24 апреля 2002 г. в Госсовете РТ состоялось заседание комиссии, рассмотревшей вопрос "О состоянии информатизации в Республике Татарстан". С докладом выступил Ю.Якубов >>>

  • В газете "Восточный экспресс" (2002 г. - 8 марта. - № 9-10) опубликована статья Ю.ЯКУБОВА "Как реформировать Татарстан" >>>
  • На сессии Госсовета РТ 3 декабря. 2001г. выступил Ю.ЯКУБОВ по вопросам информатизации Татарстана и финансирования строительства второй очереди городского Центра детского творчества г.Наб. Челны >>>
  • Благоустройство 53 комплекса - одна из самых острых проблем города. Возникла она не вдруг... >>>
  • С 15 января 2002 года запрещена эксплуатация еврохимчистки, расположенной в жилом доме 54/08 г.Набережные Челны. >>>
  • "Общаговский" беспредел >>>

 


101-й территориальный избирательный округ г.Н.Челны
Жилые комплексы: 1, 2, 3, 18, 28, 29, 30, 53, 54.

420060 г.Казань, пл.Свободы, дом 1
Тел: (8432) 64-15-97,
факс: 64-10-95;
тел. Н.Челны: (8552) 56-96-71

yus-yakubov@narod.ru
yus-yakubov.narod.ru
Хостинг от uCoz